Развиваем память
Тренинг-центр профессионального и личностного роста для специалистов библиотек ГБУК КОЮБ имени В.Маяковского провел специализированное мероприятие, направленное на развитие памяти.
Интернет плотно вошел в нашу жизнь и в некоторой степени даже упростил ее: практически все, что раньше хранилось в библиотеке и в памяти человека, теперь доступно по клику мышки. Информация воспринимается, но мозг думает, что сосредотачиваться и запоминать ее не обязательно, ведь все можно найти в сети.Таким образом в наш обиход вошло понятие «Эффект Google, или цифровая амнезия».
А как же память – важнейший психический процесс, основа жизни и сознания человека? Важна ли хорошая память для современного специалиста библиотеки? Эти вопросы сотрудники Маяковки разбирали с коллегами из ЦБС им. А.Т. Твардовского Гвардейского городского округа в рамках семинара-тренинга «Развиваем память!».
Исследователи считают, что максимальное развитие всех умственных способностей наблюдается у человека в возрасте до 50 лет, поэтому и память в этом периоде отличается наибольшей восприимчивостью. Однако биографии многих замечательных людей и факты повседневной жизни убедительно показывают, что люди часто до самой глубокой старости сохраняют силу ума и памяти. Физиолог И. П. Павлов до последних дней своей жизни (86 лет) продуктивно трудился и обогащал науку. Гениальный немецкий поэт Гете в возрасте 83 лет дал человечеству свое бессмертное творение – «Фауст».
Хорошей считается память того человека, который быстро запоминает необходимый материал, длительно сохраняет его в своей памяти и точно воспроизводит. Жизненные наблюдения и экспериментальные исследования показывают, что память у разных людей неодинакова. Индивидуальные особенности памяти зависят от возраста, пола, темперамента, образования и характера деятельности человека. Одни запоминают и воспроизводят быстро, точно, много, другие – быстро, но не точно, кто-то запоминает медленно, но навсегда. У кого-то преобладает зрительныйтип памяти, а у кого-то слуховой или двигательный.
В рамках занятия коллеги не только познакомились с особенностями, эффектами и феноменами памяти, но и прошли диагностику с помощью методик изучения кратковременной памяти, теста Мюнстерберга на визуальное восприятие, познакомились со способами развития памяти, правила запоминания информации, изучили различные мнемотехники, поупражнялись в стимуляции работы мозга, развитии ассоциативной и логической, опосредованной памяти.
В свое время физиолог И.М. Сеченов говорил, что человек, лишенный памяти, вечно находился бы в положении новорожденного и был бы существом, не способным ничему научиться, ничем овладеть. Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения и навыки, без чего не мыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность.